Одним из приоритетных направлений воспитательной системы МБОУ «СОШ № 7» является взаимодействие с семьёй. Приоритетность обусловлена:
- сложившейся ситуацией в социуме,
- ростом числа родителей, у которых отсутствуют потребности в личном участии в процессе развития ребенка, низкий культурно – педагогический уровень, асоциальное поведение,
- результатами проведенной диагностики по данному направлению.
В связи с этим была разработана программа «Семья — школа — общество — пространство сотрудничества», целью которой является стремление изменить ситуацию, повернуть родителей лицом к собственным детям, к бедам других детей, к проблемам школы. Сделать родителей грамотными воспитателями и союзниками педагогов. Программа способствует содействию возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни. Образовательная программа для родителей предоставляет психолого — педагогические рекомендации, нормативно — правовые акты и документы, методические и практические рекомендации. В рамках данной программы идет процесс и самообразование педагогов в правовой, педагогической и психологической областях. Главную роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними играют классные руководители. Достижение этой цели возможно если классный руководитель подготовлен к работе с родителями. С этой целью в школе проводятся МО классных руководителей семинары — практикумы по темам: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем как быть», «Хочется услышать ваше мнение».
Задачи:
1. Расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение в совместную творческую социально значимую деятельность;
2. Организация работы по поднятию престижа и ценности семьи;
3. Предостережение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
4. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение педагогической культуры родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи;
2. Усиление роли семьи в воспитании детей и взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
3. Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.
Используются следующие формы работы:
ü Родительские собрания;
ü Родительский лекторий;
ü Конференции по обмену опытом ;
ü Диспуты — размышления по проблемам воспитания;
ü Встречи с администрацией и учителями — предметниками;
ü Круглые столы;
ü Семейные гостиные;
ü Вечер вопросов и ответов;
ü Тренинги для родителей.
В школе:
ü работает клуб «Мы – вместе!»,
ü проводится традиционный праздник День Чести школы,
ü организуются спортивные праздники «Папа, мама, я – здоровая семья!»,
ü проводятся семейные праздники «Моя семья – моя радость».
ü действует клуб «Молодая семья» в сотрудничестве с филологическим факультетом отделения «Социальная педагогика» АГУ,
ü Союзом женщин Республики Адыгея реализуется программа «Здоровая девочка, здоровая мама, здоровое поколение»,
ü Центром планирования семьи традиционно проводятся занятия со старшеклассниками по вопросу «Этика и психология семейной жизни»,
ü организуются встречи с замещающими семьями под девизом: «Солнце для всех»,
ü проводятся акции: «Дорогие мои старики», «От чистого сердца, простыми словами…», «Крепкая семья – крепка держава», «Пусть всегда буду Я».
Школа находится в постоянном творческом поиске, вводя в свою практику новые формы работы. Одной из таких форм является создание социальных проектов, в которых непосредственное участие принимают родители. Так, социальный проект «Древо жизни» направлен на изучение детьми своей родословной, а мастер – класс «Родительский дом в моей жизни» направлен на развитие представлений учащихся о роли и значении родительского дома, традиций, уклада для жизни и развития человека; социальный проект «Слов невесомых на свете нет» призван обратить внимание на проблему взаимообщения, бесконфликтного общения, сквернословия.
Разработан подпроект «Моя семья в летописи школы», работа над которым способствовала изучению традиций школьного воспитания в семье и сбору материала для музея школы.
Среди старшеклассников проведен мониторинг по теме: «Ценностное отношение к будущей семье». Отрадно, что большинство ребят на первое место поставили хорошую дружную семью, на второе – здоровье, на третье – карьеру. В анкете из 10 потребностей на первое место поставили крепкую дружную семью. Результаты анкеты «Ценностные ориентации» показали, что еще предстоит большая работа по формированию у старшеклассников качеств будущего семьянина и родителя.
Несмотря на большую работу по данному направлению, мы имеем негативные факторы социальной среды: распространение наркомании и проституции среди молодежи, рост подростковой преступности, массированное воздействие СМИ на неокрепшие души детей и подростков, растущее число неполных и неблагополучных семей и т. д. Все это оказывает воздействие на ребенка подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система школы.
Современная государственная политика выражена президентской инициативой «Наша новая школа». В проекте нового Закона «Об образовании» представляются более широкие возможности для участия общественности в управлении школой. Влияние на образовательную политику, содержание и качество образования. Мы считаем, что новой формой работы может стать управляющий Совет школы, как коллегиальный орган государственно — общественного управления. Его полномочия могут быть отражены в Уставе школы. На наш взгляд, управляющий Совет призван стать не просто посредником в решении конкретных задач взаимодействия школы и родителей, но и выступить ведущим субъектом разработки стратегии взаимодействия школы и родительского сообщества. Но т. к. данная структура находится в стадии становления, мы считаем, что на муниципальном уровне целесообразно организовать консультационные и обучающие семинары для членов Совета по реализации вопросов взаимодействия школы и общественности. В образовательный процесс обязательно нужно включить внутришкольный мониторинг и информация, полученная входе мониторинга должна быть открыта для родителей, и сами родители должны быть включены в сам мониторинг. Целесообразно использовать формы общественного наблюдения, проведение Дней родительского контроля, где полезно ознакомить родителей с результатами выполнения практических и творческих работ. Именно управляющий Совет может принять решение о проведении данных форм общественного участия в жизни школы. В результате закладывается основа новых отношений между школой и обществом, формируются новые механизмы влияния общества на определение содержания школьного образования, форм его организации и школьную жизнь в целом.
Таким образом, взаимодействие школы с родителями не может быть сведено к линии «администрация — родители», а представляет собой сложную многоуровневую систему взаимоотношений между органами управления, самоуправления, участниками образовательного процесса.